ВАРЗИЕВ
ХАДЖИСМЕЛ ПЕТРОВИЧ
1938-2011 ГОД

Хаджисмел Варзиев

«С позиции приобретенного практического постановочного опыта, начинаешь понимать,  что педагоги тогдашнего ГИТИСа 60-ых годов, учили нас выводить хореографические формулы при помощи балетмейстерских расчетов и прививали умения, руководствуясь основами  традиционного танца при  создании  новых авторских постановок, передавать национальный колорит, сохраняя народный образ  и  характер в мельчайших полутонах жеста, мимики, манеры и поз.

Мы студенты середины 60-ых годов старались не пропустить даже мимолетно брошенное замечание  наших педагогов, не говоря уже о конкретно направленных советах.

Именно так Ростислав Владимирович Захаров и Тамара Степановна Ткаченко, видя меня в репетиционном зале (классе), посоветовал обратиться к молодому начинающему композитору Артемьеву. Сегодня я вижу насколько был проницателен, что так безошибочно определил будущее этого выпускника композиторского отделения Московской консерватории  Эдуарда Артемьева - специалиста в написании музыки для ударных инструментов,  ставшего впоследствии народным артистом РФ, заслуженным деятелем искусств РФ, лауреатом Государственных премий РСФСР и РФ.

Еще один пример профессиональной интуиции.  Тамара Степановна Ткаченко педагог «Большого театра» всего  один раз увидев мои репетиционные «па», безошибочно определила кандидатуру того педагога, чьи мне нужно посетить мастер-классы. Это был Юрий Григорович, который проводил свои мастер-классы в Большом Театре. Я поделился с Григоровичем идеей и он своим цепким "балетмейстерским" умом и, я бы сказал, холодным трезвым характером тут же попросил меня показать фрменты лексики моего сочинения. Увидев двидения он вызвал молодого и явно отличающегося по манере  танцовщика, солиста «Большого Театра» Александра Лавренюка. Этот талантливый исполнитель, прошедший  класс А.М.Мессерера работал  в качестве танцовщика со знаковыми  балетмейстерами классического балета: Н.Касаткиной, В.Василевым, Ю.Григоровичем, А.Алонсо, Л.Лавровским,  Л.Якобсоном,  Р.Захаровым, А.Лапаури и другими.

Впоследствии Лавренюк стал выдающимся дирижером с блеском работая  в труппе Григоровича, того самого Григоровича, который поставил самую гениальную версию балета «Спартак», которая меня  потрясла в сравнении с версиями Якобсона и Моисеева, именно танцем и только танцем, а не костюмами или декорациями.   Именно танец стал – главенствующим инструментом совращения  искушенной публики и  специалистов».

_