Хаджисмел Варзиев
«С позиции приобретенного практического постановочного опыта, начинаешь понимать, что педагоги тогдашнего ГИТИСа 60-ых годов, учили нас выводить хореографические формулы при помощи балетмейстерских расчетов и прививали умения, руководствуясь основами традиционного танца при создании новых авторских постановок, передавать национальный колорит, сохраняя народный образ и характер в мельчайших полутонах жеста, мимики, манеры и поз.
Мы студенты середины 60-ых годов старались не пропустить даже мимолетно брошенное замечание наших педагогов, не говоря уже о конкретно направленных советах.
Именно так Ростислав Владимирович Захаров и Тамара Степановна Ткаченко, видя меня в репетиционном зале (классе), посоветовал обратиться к молодому начинающему композитору Артемьеву. Сегодня я вижу насколько был проницателен, что так безошибочно определил будущее этого выпускника композиторского отделения Московской консерватории Эдуарда Артемьева - специалиста в написании музыки для ударных инструментов, ставшего впоследствии народным артистом РФ, заслуженным деятелем искусств РФ, лауреатом Государственных премий РСФСР и РФ.
Еще один пример профессиональной интуиции. Тамара Степановна Ткаченко педагог «Большого театра» всего один раз увидев мои репетиционные «па», безошибочно определила кандидатуру того педагога, чьи мне нужно посетить мастер-классы. Это был Юрий Григорович, который проводил свои мастер-классы в Большом Театре. Я поделился с Григоровичем идеей и он своим цепким "балетмейстерским" умом и, я бы сказал, холодным трезвым характером тут же попросил меня показать фрменты лексики моего сочинения. Увидев двидения он вызвал молодого и явно отличающегося по манере танцовщика, солиста «Большого Театра» Александра Лавренюка. Этот талантливый исполнитель, прошедший класс А.М.Мессерера работал в качестве танцовщика со знаковыми балетмейстерами классического балета: Н.Касаткиной, В.Василевым, Ю.Григоровичем, А.Алонсо, Л.Лавровским, Л.Якобсоном, Р.Захаровым, А.Лапаури и другими.
Впоследствии Лавренюк стал выдающимся дирижером с блеском работая в труппе Григоровича, того самого Григоровича, который поставил самую гениальную версию балета «Спартак», которая меня потрясла в сравнении с версиями Якобсона и Моисеева, именно танцем и только танцем, а не костюмами или декорациями. Именно танец стал – главенствующим инструментом совращения искушенной публики и специалистов».
_