ВАРЗИЕВ
ХАДЖИСМЕЛ ПЕТРОВИЧ
1938-2011 ГОД

"О симдовых рисунках"

Говоря о симдовых рисунках, нужно уточнить, что рисунок в крупнополотной ансамблевой многопарной композиции с использованием от 24 пар и в малопарной (10-12 пары) танца "Симд" может быть как простым так и мозаично сложным. Симдовый рисунок с момента своего вхождения на сцену в составе искусства народного танца в процессе своей эволюции основывался на построении круга, полукруга, диагонали, прямых линии и других геометрических форм. Сопутствующим элементом всему ходу развития действия в большинстве постановочных работ было автономное линейное построение мужской и женской группы танцовор по обеим сторонам сцены возле кулис от портала или авансцены до задника (от первой до последней кулисы). 

Некоторые постановщики свои линейные построения разбивали в две и четыре шеренги и даже на более мелкие группы. 

Важно осознавать и принять тот факт, что танец симд является по своей композиционной структуре именно полонезом, и, соответственно, строится на ансамблевой абсолютно кордебалетной основе,  в которой изменение рисунка  предопределено наличием симдового содержания с его симдовым ходом событий и развитием действия. Это означает, что хореографический текст со всем своим комплектом лексики, начиная с движений и заканчивая позами в различных ракурсах, также снивелирован симдовой смысловой основой. Соответственно, кордебалетность в этом танце не может априори представлять собой холодную марионеточную двигательную вызубренность, а четко придерживается в своей пластике, глубокому характеру и настроению. 

К сожалению, в истории постановок танца "Симд", говоря среде балетмейстеров Северной Осетии, находились те, кто стремился ради внешнего эффекта нагромождать танец чужеродными этому танцу элементами не только касаемо текста, но и лексики, снижая тем самым внятность содержания темы и нарушая зрительское восприятия. Немало постановщиков считало, что в кордебалетной ансамблевой постановке нужно идеально ровно и синхронно выполнять элементы, сочиненные балетмейстером. Именно наблюдая немалое количество композиций, складывается впечатление, что из сочинители иных целей не преследовали.

Танец "Симд" - даже при своей явной кордебалетной многопарной ансамблевости, в сравнении с двумя другими дуэтными (однопарными)традиционными народными темами осетинской хореографии наполнен своей особой неповторимой смысловой индивидуальностью и одушевленностью, и значит его категорически нельзя исполнять механически "холодно" и бездушно.  А это значит, что симдовую тему балетмейстер взявшийся за ее сочинение и постановку должен и обязан опоэтизировать настолько, чтобы в должной степени передать смысловую глубину со всеми ее характерами и настроениями.