ВАРЗИЕВ
ХАДЖИСМЕЛ ПЕТРОВИЧ
1938-2011 ГОД

Хаджисмел Варзиев

 

 

 

ТЕРМИНОЛОГИЯ - ЯЗЫК СПЕЦИАЛИСТОВ, ГОВОРЯЩИХ СЛОВАМИ, ПОНЯТНЫМИ ТОЛЬКО ИМ. 

Х.П.Варзиев 

 

 

 

 

 

РЕФОРМЫ ВАРЗИЕВА В ОСЕТИНСКОЙ ХОРЕОГРАФИИ

"Ни одни реформы ни в одном виде искусства невозможны без присутствия единого терминологического справочника, в котором давно нуждалась хореография народного осетинского танца. Содержание такого справочника должно обязательно включать базовый перечень обозначений, характеризующих компоненты хореографической лексики: движений и элементов, позиций рук и ног и др. Это необходимо в первую очередь для грамотного и оперативного построения национального экзерсиса.  

Насколько богата Осетия народными танцами, настолько она  бедна терминологией, которой на территории Северной Осетии не было совсем. Освоение тех или иных танцев осуществлялось не по названиям движений, т.е. не по терминологии, как это принято в классическом балете, а посредством показа движений непосредственно самим руководителем ли его помощником. Так происходило из поколения в поколение. Когда я был зачислен в ансамбль ГАПиТ в 1956 году в качестве танцовщика, то от танцоров старшего поколения Доева, Тотикова, Торчинова и других слышал отдельные названия движений «цæгæвæрд, хаскард хуз, къахыфындзы хафын», простые на полупальцах - къахæлгътыл, на носках - къахфындзтыл,   "сиргæ", переменное выбрасывание легким кругообразным движением правой ноги вправо, левой–влево - "симгæ", пружинящие подскоки с переменным касанием земли «пятка-носок» и правой и левой ног  -"къахгæ гæпп", такие же подскоки – «хаскард",  нарочитое выворачивание пятки - дзуарвæрд гæпп, переменные прыжки на полупальцах или носках одной ноги - иу къахыл гæпп и другие. К сожалению, на тот момент начала моей танцорской карьеры, я не обратил внимание на терминологическую скудность, которая постепенно почти полностью вышла из обихода. 

После поступления в ГИТИС через два года раздумий я уже к 1966 году приступил к составлению чернового варианта терминологического справочника, в котором постарался отразить названия для компонентов хореографической лексики, отдельными основными мужскими и женскими позициями ног и рук, а также  описал те состояния кисти кисти, которые применялись вне традиционных танцах.  В те годы я посчитал важным начать с описания основных позиций рук и основных состояний кисти, чтобы добиться обобщенной национальной осетинской узнаваемости.

 

МУЖСКИЕ ПОЗИЦИИ РУК

ЖЕНСКИЕ ПОЗИЦИИ РУК.

____________________________________________________________________ 

 ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ