ВАРЗИЕВ
ХАДЖИСМЕЛ ПЕТРОВИЧ
1938-2011 ГОД

ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ

 

"Вы можете считать себя абсолюно состоявшимся в пррофессии, при условии, когда вваши коллеги позволят вам их критковать, будут слушать ваши замечания  и следоать вашим советам". 

Х.П.Варзиев

 

 

 

Хаджисмел Петрович Варзиев - одна из самых выдющихся личностей в истории хореографического искусства Северной Осетии, первый дипломированный балетмейстер Северной Осетии, самый молодой среди признанных балетмейстеров-народников СССР конца 60-х начала 70-х годов 20 века, которого народный артист СССР профессор Ростислав Владимирович Захаров в  своей знаменитой книге «Записки балетмейстера» поставил Варзиева в один ряд с такими мэтрами, балетмейстерами-народниками Т.Устиновой (Хор им. Пятницкого), Н.Надеждиной (ансамбль "Березка"), П.Вирским (ансамбль Украины) и И.Моисеевым (ГАНТ СССР) и другими.  

В 1964 году, находясь на пике своей популярности разножанрового танцовщика, имея за плечами звание заслуженного артиста СОАССР и признание критиков и коллег в драматическом и трюовом мастерстве, Хаджисмел Варзиев оставляет блистательную карьеру ведущего солиста ансамбля ГАПиТ и посвящет себя карьере балетмейстера. 

После прохождения стажировки в Государственном ансамбле народного танца СССР под руководством Игоря Моисеева, не имея целевого направления от республики, Варзиев подает документы в ГИТИС. После долгого совещания, ректор М.С.Горбунов, выслушав мнение декана режиссерского факультета А.В.Шатина и заведующего балетмейстерским отделением Р.В.Захарова, закрывает глаза на отсутствие целевого направления от республики в обход правилам министерства образования СССР и указа министра образования СССР В.П.Елютина, принял бесрецедентное решщение - за явный талант, одарененрость и неординарные способности при сдаче вступительных экзаменов, зачислить Хаджисмела Варзиева в Государственный институт театрального искусства им. Луначарского без целевого направления на общих основаниях.  

После окончания 1 курса, каждый семестр всего периода учебы на имя ректора Горбунова периодически приходят письма от Министерства культуры СОАССР с просьбой направить студента Варзиева в Государственный ансамбль песни и танца Северной Осетии для работы с хореографической группой ансамбля по усоершенствованию репертуара перед ответственными гастролями. Направления из Москвы в Орджоникидзе (ныне Владикавказ) были оформлены в формате студенческой практики. Уже на 2 курсе в 1966 году Варзиеву доверлили готовить ансамбль к гастроллям, посвященным дням Северной Осетии в Ленинграде и Ленинградскую области и в этом же году Варзиев взял на себя ответственность инициировать реорганизацию ГАПиТ в ГАНТ., где Варзиева поддержал худрук ансамбля Давид Иласович Темиряев. На 3 курсе (1967) Варзиева назначают на должность главного балетмейстера и, на этой должности он, оставаясь в статусе "танцующего балетмейстера", начинает готовить ГАНТ Северной Осетии к гастрольному турне по городам Средней Азии и Казахстана. На 4 курсе в 1968 году Варзиеву предстояло готовить ансамбль для участия в двух знаковых конкурсах - первым являлся всероссийский конкурс-смотр государственных ансамблей народного танца за право представлять СССР на XIX Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии (Болгария). Всероссийский конкурс был успешно выигран и Варзиев повез ансамбль в Софию, где ансамбль участвовал в следующем, уже фестивальном конкурсе, в котором завоевал три золотые медали, а сам Хаджисмел Варзиев получил диплом "Лучший балетмейстер". В этом же 1968 году, оставаясь в должности главного балетмейстера он был дополнительно назначен на должность художественного руководителя. На правах своей должностной компетенции Хаджисмел Варзиев настоял и добился того, чтобы ансамблю дали название "Алан". На 5-ом курсе, совмещая эти две должности Варзиев успешно провел подготовку ГАНТ "Алан" к всесоюзному фестивалю "Русская зима", на котором коллектив выступил с огромным успехом, о чем свидетельствовали рецензии в ведущих советских печатных СМИ культуры ("Музыкальная жизнь" и другие).

За период учеьы со 2-го по 5-й курс (1965-1969) Хаджисмел Варзиев провел знаковые реформы в хореографическом и балетмейстерском искусстве,  внедрив новые авторские постановочные приемы, придающие и усиливающие драматургический окрас композиции и хореографическому тексту. Не обошел Варзиев своим вниманием и элементы лексики, сочинив не только оригинальные композиционные блоки, но и не менее оригинальные движения и элементы, которые впоследствии вошли в репертуар многих коллективов Северной Осетии. Эти реформаторские преобразования и нововведения позволили коллегам и специалистам считать его основоположником школы балетмейстерского искусства  в хореографии осетинского народного танца. 

В 1972 году Министерство  культуры СССР (Министр  Е.А.Фурцева), привлекло Х.П.Варзиева к организации  курсов со статусом «Курсы повышения квалификации балетмейстеров Кавказа и Приволжья». Варзиев был включен состав приемной и экзаменационной комиссии, куда входили: народный артист СССР профессор Р. В. Захаров, народный артист РСФСР А. А. Лапаури, инспектор министерства культуры СССР А.В.Морозова, педагоги Большого театра: народная артистка СССР Н.И.Сорокина и народная артистка РСФСР профессор Т.С.Ткаченко, педагог ГИТИСа А.С.Шапран. Кроме назначения ответственным за  организацию курсов, Варзиеву было поручено провести лекционный курс по самой престижной для балетмейстеров дисциплине «Искусство балетмейстера» в объеме 82 часов! При этом, обучавшие его когда-то педагоги, имели: А.А.Лапаури - «Композиция» - 62 часа; Р.В.Захаров - «Искусствоведение» - 40 часов; Т.С.Ткаченко - «Разработка и запись танца» - 20 часов; 

В знак признания его таланта Хаджисмелу Варзиеву пожимали руку видные деятели и выдающиеся личности искусства и культуры:

На протяжении многих лет Хаджисмел Варзиев плодотворно сотрудничал со  многими театрами Северной Осетии в качестве балетмейстера-постановщика, он осуществлял хореографические зарисовки в составе различных спектаклей. И даже эти его хореографические штрихи пользовались заслуженным успехом у зрителя и высоко оценены критиками в лице профессиональных театральных драматургов. Наиболее популярными были работы:

  • «Адамы фарн»,  «Золотая свадьба», «Любящие сердца», «Фыдалты уазаг», «Цола», «Чермен», «Фатима», «Перед грозой», «Эдип-царь», «Азау и Таймураз» и другие. 

К его помощи в самые трудные периоды вновь братилось руководство республикой и Х.П.Варзиев вновь возглавил ансмабль "Алан" и за период с 1986 по 1989 годы вновь доказал свой высокое балетмейстерское мастерство и добился, чтобы его коллективу за заслуги в развитии советского исусства  ансамбля "Алан" была вручена награда "Орден Дружбы народов". За помощью к Хаджисмелу Варзиеву обращались не только руководители многих ведущих коллективов Северной Осетии, но и других регионов СССР, среди кооторых были: 

  • Государственные ансамбли народного танца «Нальмэс» Адыгейской автономной области, 
  • Государственная филармония Туркменской ССР, 
  • Государственная филармония Улан Уде, 
  • Государственный ансамбль танца "Байкал", 
  • Государственного ансамбля наролдного танца в Карачаево-Черкесской автономной области.
  • и другие. 

Его мастерство, как эксперта было востребовано у организаторов различных Международных, Всесоюзных и Всероссийских фестивалей хореографического искусства, а также многих учреждений культуры и искусства регионов страны периодов СССР и России, среди них его главное детище – знаменитый Международный Фестиваль  народного танца «Зори Алании».

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ 

Совмещая должности главного балетмейстера и художественного руководителя, он осуществлял национально значимые действия и поступки, степень нужности которых уже при жизни отмечали деятели культуры, искусства, политики и науки Северной Осетии, из числа хореографов, режиссеров, актеров, дирижеров, драматургов, ученных и политиков старшего поколения.  Многие деятели культуры, искусства и общественности Северной Осетии еще в начале 2000х годов считали, что в летописи осетинского общества Хаджисмел Варзиев являлся тем человеком, который внёс непревзойденный вклад в сохранение и популяризацию народной осетинской танцевальной культуры и развитие искусства осетинского народного танца. И кто знает, не будь у республики личности Варзиева, каким бы путем развивалось искусство осетинского танца. Даже после своего ухода из ансамбля "Алан" еще некоторое время, шлейф прошлого величия, созданного Хаджисмелом Варзиевым, являлся пропуском для ансамбля на ведущие концертные площадки страны. По словам ветерана ГАНТ СССР под руководством И.А.Моисеева, этот шлейф прощлого величия давал право еще некоторое время "числиться" в элите ансамблей народного танца времен СССР.

Специалисты и знатоки культуры и искусства сегодня понимают насколько колоссальным являлся тот вклад, который внес Хаджисмел Варзиев в развитие и становление ансамбля «Алан». Потому что, именно с того момента, когда он принял руководство ансамблем, с творчеством коллектива стали по-настоящему серьезно считаться на всесоюзной площадке, которую вместе с ее зрителем и специалистами в сравнении с зарубежной аудиторией, Хаджисмел Варзиев считал едиственно компетентной. Говорить о вкладе Хаджисмела Варзиева в становление, развитие и процветание ансамбля «Алан» можно долго. Но, важно знать, что именно Хаджисмел Варзиев своим трудом и талантом сумел за удивительно короткий срок с 1968 по 1970 годы поднять престиж ансамбля «Алан» и поставить его на один уровень с самыми именитыми коллективами Советского Союза.

В конце своей жизни Хаджисмел Варзиев сожалел о том, что в отличие от своих коллег - Вирского, Годенко, Курбета, Моисеева и других балетмейстеров, он не брал на себя инициативу записывать на кинопленку репетиции своего ансамбля в процессе постановочной работы. Были у Хаджисмела Варзиева многочисленные отказы на предложения журналистов и представителей всевозможных СМИ сняться в тематических передачах. Обоснования отказам были просты - Варзиев считал подход многих журналистов  не способным затронуть то важное и нужное в сфере осетинского танца, а именно -  конструктивное обсуждение проблемы сохранения культуры народного танца и путей развития этого сложного вида искусства.