ВАРЗИЕВ
ХАДЖИСМЕЛ ПЕТРОВИЧ
1938-2011 ГОД

Хаджисмел Варзиев

На  мое профессиональное становление кроме заботы и опеки великих мэтров ГИТИСа, особенно в период моих постановочных работ студенческого периода, в немалой степени, повлиял Его Величество случай!

Как-то на 2-ом курсе, думая о темах народных обрядов, я вынашивал идею постановки музыкально-хореографической композиции «Шой». Тема зрела, но никак не могла разродиться.  Прокручивая в голове композиционные блоки под  мелодию одноименной народной осетинской песни «Шой»,  я понимал, что композиция вырисовывается на 12-15 минут, и, если в такой длинной постановке будет звучать  только одна мелодия, то она, во-первых - утомит зрителя, во-вторых – не удовлетворит разнохарактерность всех  сюжетов.

Как-то в конце первого курса, рано утром я  утра пришел в институт  к концертмейстеру на встречу, которая была  назначена на 8 часов. Придя пораньше к 7.45-ти,  я сел на лавочку у центрального входа в институт и  ждал. Вдруг  я услышал музыку, которая мне  показалась знакомой.  Музыка игралась обрывочно с остановками и паузами.  В  ней все время повторялись одни и те же ноты, которые, мне напоминали то ли песню, то ли музыку. Я сразу определил, что эти ноты профессионально отбивают на фортепьяно.

Быстро сориентировавшись, я определил то место, откуда доносились звуки и уверенно поднялся на второй этаж.  На втором этаже находилась специальная аудитория, где обычно проходила защита  диссертаций и дипломов, консилиумы и т.д.  В ней после вступительных экзаменов я проходил коллоквиум.  

Тихо  приоткрыв  дверь, я,  заглянув в аудиторию и,  увидел  сидящую  за фортепьяно пожилую  седую  женщину  в круглых очках с кавказскими чертами лица, которая, не прекращая музицировать, кивнула мне головой в знак приветствия, дав понять, что заметила меня.  Я продолжал стоять у двери. 

Землячка 

Через несколько секунд женщина перестала играть и попросила подойти к ней.  Когда я подошел, она  внимательно посмотрела на меня и спросила «Вы с Кавказа?».   Я не удивился вопросу, потому что,  у меня была черная шевелюра,  черные усы и  нос с горбинкой. Ответив  «Да, с Кавказа», я получил следующий вопрос  «Откуда именно?», я ответил -  «Из Осетии, из Орджоникидзе».  На ее лице была немая пауза.  Она вдруг  попросила уточнить улицу.

Услышав, что я  живу на улице Чкалова, она воскликнула «Боже мой!» и,  встав со стула, обняла меня,  признавшись, что  когда-то тоже жила Северной Осетии во  Владикавказе на углу улицы  Тамаева и  Кирова, которые раньше назывались Сергиевская и  Московская.  И что вход в их двор  располагался  рядом с  роддом со стороны улицы Томаева. Рассказывала  о  безбедной жизни ее отца,  профессионального  композитора  Мамулова Павла Богдановича (ученика Н.А.Римского-Корсакова), востребованного музыкального специалиста, который в 20-ых годах 20-го века перемещаясь по Осетии, собрал и записал огромный музыкальный  материал, скомпоновав работы в готовые рукописные сборники.  Их оставалось только отнести в типографию. Рассказала о том, как многие известные композиторы из Грузии и Армении  подолгу гостили в их доме, дискутируя на темы мелодий.

Затем, она помолчала и с дрожью в голосе добавила: «Как только папа умер, этот Долидзе пришел к нам в дом и забрал у нас два больших чемодана нот. Он, конечно,  сказал нам, что намерен сдать их в музей».  Потом опять помолчав, дрожащим голосом добавила: «Долидзе ведь нас  обманул, он просто увез весь материал  в Тбилиси и присвоил его себе. А сейчас, даже то, что не успел украсть Долидзе, мне придется все равно что-то выбросить, потому что очень неудобно держать эту кипу папок и бумаг в моей малогабаритной тесной однокомнатной коммуналке».

Рассказав вкратце о том, как после смерти ее отца она выехала из Владикавказа, а потом  вышла замуж, Мамулова  вновь продолжила наигрывать знакомую мне мелодию,  в  которой было  записано  почему-то только два такта.  Отдав мне ноты, она попросила, что я по приезду во   Владикавказ, зашел в их двор и после каникул  рассказал, что там сейчас. На этом мы распрощались.

На каникулах я зашел в тот двор с улицы Тамаева и наконец, увидел  одноэтажный высокий дом с длинным коридором и галереей.  Поприезду в Москву  мне не удалось   найти и  мы больше никогда не встретились.

Этот нотный лист с мелодией, состоящей из двух  знакомых мне тактов, оказался песней из моего далекого детства. Эту песню, когда мне было не больше года,   пела моя мама Азаухан Ципкаевна Фриева – песню «Гогызы кафт». 

Лежавший на подоконнике журнал "Огонек".

Лежащий на подоконнике общежития ГИТИСа, журнал «Огонек», был открыт на странице, в которой было название статьи «СЛОВО О МАТЕРИ». Эта статья начиналась строками: «Вспомним матерей, отдавших  на алтарь Отечества самое дорогое, что у них есть, - своих детей».  Кстати, эта страница до сих пор хранится в моих документах.  В статье рассказывалось о женщинах-матерях, потерявших своих сыновей на фронтах Великой Отечественной Войны.

Читая статью, я опть же вспомнил рассказы моей мамы Азаухан Сипкаевны Фриевой об истории женщины Хангуассе Калаговой, у которой на фронтах Великой Отечественной Войны героически погибло  5-ро сыновей.

Идея окончательно сформировалась у Хаджисмела Варзиева после случайного прочтения в журнале «Огонек» (1962г) статьи, в которой автору бросились в глаза слова: «Вспомним о матерях, отдавших на алтарь отечества самое дорогое, что у них есть, - своих детей». В статье рассказывалось о женщинах-матерях, потерявших своих сыновей на фронтах Великой Отечественной Войны. Поэтому важно было на сцене отразить исполненный гражданский и материнский долг, пожертвовав самым для себя дорогим - жизнью всех своих сыновей. Получая «похоронку» и мужественно переносила свое оередное горе и, мать, собиравшись с духом, каждый раз ставила в пример, мужество ранее погиввщего сына и вдохновляла на подвиг следующего сына. Важным моментов в постановке было отражение все сложности душевной материнской бури, когда горем убитая мать с понурой головой втянутой в плечи.  вдруг на глазах зрителя переволлащается в сильного чеовека, пославшего на погибель воимя Родины и выполнившего перед Отечеством свой материнский долг. Она горда за мужество, проявленное каждым ее сыном.