ВАРЗИЕВ
ХАДЖИСМЕЛ ПЕТРОВИЧ
1938-2011 ГОД

Хаджисмел Варзиев

БАЛЕТМЕЙСТЕР НЕСЕТ БОЛЬШУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД ТЕМ НАРОДОМ , К ЧЬЕЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ОН ПРИКОСНУЛСЯ.  

(Х.П.Варзиев)  

"ОБ ОСЕТИНСКОМ НАРОДНОМ ТАНЦЕ

В период с конца 18 и до начала 20 века в каждой осетинской семье  считалось хорошим тоном проявлять уважение к родному народному творчеству вне возраста и социального положения. Похвально было не только у простолюдинов, но и представителей представителей зажиточного класса и знати, например, уметь играть на каком-либо народном музыкальном инструменте, особенно это приветствовалось среди женской половины. К тем людям, кто это делал умело, осетинское общество относилось с особой симпатией и уважением, о них знали в каждом селе и наслышаны были даже в более крупных населенных пунктах.

Но все же, не менее значимым и престижным, особенно в среде молодого поколения, было умение владеть практическими навыками исполнения элементов трех популярных традиционных народных осетинских танцев , хонгæ (осет.), зилгæ (осет.) и симд (осет.), которые в определенной степени являлись судьбоносными в отличие от других танцев и особенно мужских поясок, где требовалась лишь удаль и ловкость. Впоследствии, эти три традиционных танца были первыми танцами, вынесенными на профессиональную сцену под одноименными названиями -  «Хонгæ» (осет.), «Зилгæ» (осет.) и.«Симд» (осет.).  

В прошлых веках,  вплоть до начала XIX века и момента зарождения народного танца, как искусства, обучению этим трем традиционным танцам с учетом способностей, талантов и стремлений, в осетинских семьях уделялось пристальное внимание, особенно со стороны старшего поколения, которое знало цену этим «умениям» и считало их необходимыми и важными особенно для тех представителей молодого поколения, чьей возраст позволял им создавать семьи, т.е. выходить замуж и жениться. Каждый представитель из числа молодежи, допущенный к участию в танцах в составе хъазт, стремился показывая свою ловкость и виртуоз, соблюдать манеры, по которым наблюдающие могли определить и оценить воспитание и уважение к партнеру и традициям.  

Безусловно, особое место в осетинских традициях отводилось народной танцевальной культуре, которая закрепившись в народе в конкретном виде, веками успешно и гармонично корректировала народный социум и в нескольких поколениях емко и лаконично доносила потомкам информацию об обществе и о взаимоотношениях внутри него.  Народная танцевальная культура на всех этапах своего развития являлась неизменно важной составляющей и связующим звеном культурного развития осетинского общества. 

Став  с  момента своего становления официальным хореографическим разделом и ведущим жанром народного  творчества Осетии, народный танец сразу пополнил свои ряды увлеченными талантливыми исполнителями из состава художественной самодеятельности. Общепринятые народные традиционные танцевальные движения и элементы, которые применялись в народе в быту, были вынесены профессиональным хореографическим искусством на сцену, в виде, после обработки и доработки хореографическим языком.

К сожалению, манера исполнения танца со всеми его элементами быту, даже в сравнении с началом прошлого века изменилась. Это произошло с момента создания хореографического искусства. Танцоры различных ансамблей художественной самодеятельности, не зная истоков, просто стали обратно в быт переносить ту манеру, которой их обучили для использования на сцене. 

Важно отметить, что работу специалистов хореографического искусства народного осетинского танца первой волны, направлявших все свои усилия  на сохранение осетинской народной танцевальной исключительности не все хореографы Осетии смогли изучить и оценить по достоинству. Кроме того, не сумели извлечь уроки даже тех недочетов, которые были присущи в ранних работах постановщиков прошлого века.  

 

 

 

 

_______________________________________________________________________________________________________ 
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ