ВАРЗИЕВ
ХАДЖИСМЕЛ ПЕТРОВИЧ
1938-2011 ГОД

ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ

Хаджисмел Петрович Варзиев - ярчайшая фигура в истории хореографического искусства Северной Осетии, самый молодой  среди признанных балетмейстеров-народников СССР конца 60-х начала 70-х годов 20 века. В своей книге «Записки балетмейстера» народный артист СССР основатель балетмейстерского отделения ГИТИСа профессор Ростислав Владимирович Захаров поставил Варзиева в один ряд с мэтрами балетмейстерами-народниками Т.Устиновой (Хор им. Пятницкого), Н.Надеждиной (ансамбль "Березка"), П.Вирским (ансамбль Украины) и И.Моисеевым (ГАНТ СССР) и другими.  

В 1964 году  Хаджисмел Варзиев, решил на пике славы оставить блистательную карьеру танцовщика солиста ансамбля ГАПиТ и, после прохождения стажировки в Государственном ансамбле народного танца СССР под руководством Игоря Моисеева, не имея целевого направления от республики, подал заранее подготовленные документы в ГИТИС. После долгого совещания ректора М.С.Горбунова с деканом режиссерского факультета Шатиным и заведующим балетмейстерским отделением Захаровым за проявленный талант при сдаче вступительных экзаменов принимают Варзиева в Государственный институт театрального искусства им. Луначарского (ГИТИС) было принято решение принять Хаджисмела Варзиева в институт без целевого направления на общих основаниях. 

После окончания 1 курса, Варзиев периодически получает приглашения Министерства культуры СОАССР для практической балетмейстерской помощи Государственному ансамблю песни и танца Северной Осетии в улучшении репертуара хореографической группы, готовящейся к различным ответственным гастролям. Приглашения были оформлены в виде студенческой практики. На 2 курсе (1966) студенту Варзиеву уже доверили готовить ансамбль к дням Северной Осетии в Ленинграде и Ленинградскую области и в этом же году Варзиев инициирует перед худруком ансамбля Давидом Темиряевым реорганизацию ГАПиТ в ГАНТ. На 3 курсе (1967) Варзиева назначают на должность главного балетмейстера и, на этой должности он, оставаясь в статусе "танцующего балетмейстера", начинает готовить ГАНТ Северной Осетии к гастрольному турне по городам Средней Азии и Казахстана. На 4 курсе в 1968 году Варзиеву предстояло готовить ансамбль для участия в двух знаковых конкурсах - первым являлся всероссийский конкурс-смотр государственных ансамблей народного танца за право представлять СССР на XIX Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии (Болгария). Всероссийский конкурс был успешно выигран и Варзиев повез ансамбль в Софию, где ансамбль участвовал в следующем, уже фестивальном конкурсе, в котором завоевал три золотые медали, а сам Хаджисмел Варзиев получил диплом "Лучший балетмейстер". В этом же 1968 году, оставаясь в должности главного балетмейстера он был дополнительно назначен на должность художественного руководителя. На правах своей должностной компетенции Хаджисмел Варзиев настоял и добился того, чтобы ансамблю дали название "Алан". На 5-ом курсе, совмещая эти две должности Варзиев успешно провел подготовку ГАНТ "Алан" к всесоюзному фестивалю "Русская зима", на котором коллектив выступил с огромным успехом, о чем свидетельствовали рецензии в ведущих советских печатных СМИ культуры ("Музыкальная жизнь" и другие).   

За период со 2-го по 5-й курс (1965-1969) Хаджисмел Варзиев провел знаковые реформы в хореографическом и балетмейстерском искусстве,  внедрив новые авторские постановочные приемы, придающие и усиливающие драматургический окрас композиции и хореографическому тексту. Не обошел Варзиев своим вниманием и элементы лексики, сочинив не только оригинальные композиционные блоки, но и не менее оригинальные движения и элементы, которые впоследствии вошли в репертуар многих коллективов Северной Осетии. Эти реформаторские преобразования и нововведения позволили коллегам и специалистам считать его основоположником школы балетмейстерского искусства  в хореографии осетинского народного танца.

В 1972 году Министерство  культуры СССР (Министр  Е.А.Фурцева), привлекло Х.П.Варзиева к организации  курсов со статусом «Курсы повышения квалификации балетмейстеров Кавказа и Приволжья». Варзиев был включен состав приемной и экзаменационной комиссии, куда входили: народный артист СССР профессор Р. В. Захаров, народный артист РСФСР А. А. Лапаури, инспектор министерства культуры СССР А.В.Морозова, педагоги Большого театра: народная артистка СССР Н.И.Сорокина и народная артистка РСФСР профессор Т.С.Ткаченко, педагог ГИТИСа А.С.Шапран. Кроме назначения ответственным за  организацию курсов, Варзиеву было поручено провести лекционный курс по самой престижной для балетмейстеров дисциплине «Искусство балетмейстера» в объеме 82 часов! При этом, обучавшие его когда-то педагоги, имели: А.А.Лапаури - «Композиция» - 62 часа; Р.В.Захаров - «Искусствоведение» - 40 часов; Т.С.Ткаченко - «Разработка и запись танца» - 20 часов; 

В знак признания его таланта Хаджисмелу Варзиеву пожимали руку видные деятели и выдающиеся личности искусства и культуры:

  • Фурцева Екатерина Алексеевна - министр культуры СССР
  • Демичев Петр Николаевич - Секретарь ЦК КПСС; 
  • Шатин Анатолий Васильевич - 1-й среди советских балетмейстеров, создавший в 30-летнем возрасте концертную программу "Танцы народов Советской страны".
  • Корень Сергей Гаврилович - заслуженный артист РСФСР,  балетмейстер-репетитор Большого театра;
  • Захаров Ростислав Владимирович (народный артист СССР),
  • Устинова Татьяна Алексеевна (народная артистка СССР) художественный руководитель народного хора им. Пятницкого;
  • Ткаченко Тамара Степановна (народная артистка РСФСР);педагоги Большого театра;   
  • Стручкова Раиса Степановна (народная артистка СССР); 
  • Григорович Юрий Николаевич - советский, российский балетмейстер;
  • Вирский Павел Павлович (народный артист СССР) художественный руководитель Государственного академического ансамбля Украины;
  • Курбет Владимир Кузьмич (народный артист СССР) художественный руководитель Государственного академического ансамбля «Жок»;
  • Лавренюк Александр Александрович (народный артист РСФСР) - солист Большого Театра и многие  другие деятели хореографического искусства.
  • Дзасохов Александр Сергеевич - Член Политбюро ЦК КПСС 

На протяжении многих лет Хаджисмел Варзиев плодотворно сотрудничал со  многими театрами Северной Осетии в качестве балетмейстера-постановщика, он осуществлял хореографические зарисовки в составе различных спектаклей. И даже эти его хореографические штрихи пользовались заслуженным успехом у зрителя и высоко оценены критиками в лице профессиональных театральных драматургов. Наиболее популярными были работы:

  • «Адамы фарн»,  «Золотая свадьба», «Любящие сердца», «Фыдалты уазаг», «Цола», «Чермен», «Фатима», «Перед грозой», «Эдип-царь», «Азау и Таймураз» и другие. 

К его помощи в самые трудные периоды вновь братилось руководство республикой и Х.П.Варзиев вновь возглавил ансмабль "Алан" и за период с 1986 по 1989 годы вновь доказал свой высокое балетмейстерское мастерство и добился, чтобы его коллективу за заслуги в развитии советского исусства  ансамбля "Алан" была вручена награда "Орден Дружбы народов". За помощью к Хаджисмелу Варзиеву обращались не только руководители многих ведущих коллективов Северной Осетии, но и других регионов СССР, среди кооторых были: 

  • Государственные ансамбли народного танца «Нальмэс» Адыгейской автономной области, 
  • Государственная филармония Туркменской ССР, 
  • Государственная филармония Улан Уде, 
  • Государственный ансамбль танца "Байкал", 
  • Государственного ансамбля наролдного танца в Карачаево-Черкесской автономной области.
  • и другие. 

Его мастерство, как эксперта было востребовано у организаторов различных Международных, Всесоюзных и Всероссийских фестивалей хореографического искусства, а также многих учреждений культуры и искусства регионов страны периодов СССР и России, среди них его главное детище – знаменитый Международный Фестиваль  народного танца «Зори Алании».

ПОСЛЕСЛОВИЕ 

Совмещая должности главного балетмейстера и художественного руководителя, он осуществлял блистательные национально значимые действия и поступки, степень нужности которых при жизни отмечали деятели культуры, искусства, политики и науки Северной Осетии, из числа хореографов, режиссеров, актеров, дирижеров, драматургов, ученных и политиков старшего поколения.  Еще при его жизни многие деятели культуры, искусства и общественности Северной Осетии считали, что в летописи осетинского общества Хаджисмел Варзиев считали личностью, внёсшей неоспоримо важный и непревзойденный вклад в сохранение и популяризацию народной осетинской танцевальной культуры и развитие искусства осетинского народного танца. Даже после своего ухода из ансамбля "Алан" еще некоторое время, шлейф прошлого величия, созданного Хаджисмелом Варзиевым, являлся пропуском для ансамбля и давал право еще некоторое время оставаться в числе элиты ансамблей народного танца времен СССР.

Специалисты и знатоки культуры и искусства сегодня понимают насколько колоссальным являлся тот вклад, который внес Хаджисмел Варзиев в развитие и становление ансамбля «Алан». Потому что, именно с того момента, когда он принял руководство ансамблем, с творчеством коллектива стали по-настоящему серьезно считаться на всесоюзной площадке, которую вместе с ее зрителем и специалистами в сравнении с зарубежной аудиторией, Хаджисмел Варзиев считал более компетентной. Говорить о вкладе Хаджисмела Варзиева в становление, развитие и процветание ансамбля «Алан» можно долго. Но, важно знать, что именно Хаджисмел Варзиев своим трудом и талантом сумел за удивительно короткий срок с 1968 по 1970 годы поднять престиж ансамбля «Алан» т поставить его на один уровень с самыми именитыми коллективами СССР.

В конце своей жизни Хаджисмел Варзиев сожалел о том, что в отличие от своих коллег - Вирского, Годенко, Курбета и других балетмейстеров, он не брал на себя инициативу записывать на кинопленку репетиции своего ансамбля в процессе постановочной работы. Были у Хаджисмела Варзиева  отказы на предложения журналистов и представителей всевозможных СМИ сняться в тематических передачах, потому что считал подход многих журналистов не конструктивным и не способным затронуть то важное и нужное в сфере народного танца, а именно - проблемы сохранения культуры народного танца и пути развития его искусства.