ВАРЗИЕВ
ХАДЖИСМЕЛ ПЕТРОВИЧ
1938-2011 ГОД

Репетиционные реформы Варзиева

По воспоминаниям Хаджисмела Варзиева, после каждой из частых и долгих непринужденных бесед с профессором Ростиславом Владимировичем Захаровым на его квартире, сразу отпадали сомнения по многим вопросам балетмейстерского искусства. 

Это коснулось, в том числе, темы репетиционного процесса, который уже на студенческой скамье Варзиев рассматривал, как ситуацию, от которой зависела физическая форма коллектива ансамбля, а значит требующую серьезного вдумчивого подхода к планированию, построению и укомплектованию. Впервые Варзиев обратил внимание на формирование общего объёма одной репетиции и репетиционного дня - по времени и по наполнению. Также им было учтена интенсивность, ккак одной репетицции и одного дня, так и недельного цикла. Говоря о недельном цикле, важным являлось то, чтобы в кротчайший срок обеспечить организм восстановлением, как мускульной системы артистов, имея в виду танцовщиков-народников, так и всего организма в целом. 

Варзиев вспоминал:

"... т.к. речь веду о профессиональных коллективах народного танца государственного образца, то хочу указать, что плотность репетиций на один день в определенные периоды может составлять до 3-х репетиций в день по схеме (...) + (...) + (техника/актерское мастерство) и др. Поэтому, каждый этап имеет свою "порция" базового классического экзерсиса. И эта объем этой порции должен быть уместным по отношению к порции базового "народного" экзерсиса, а не наоборот, т.к. народный экзерсис все же основополагающая платформа в народном танце.

"... смешанный экзерсисный объем категорически не должен перегружать артиста, а наоборот оставлять достаточно физических и психических сил и энергии для дальнейшей отработки (прогона) фрагментов или полноценных танцевальных номеров (новых или текущих) в полную ногу. Увеличивая плотность упражнений  отдельно взятого экзерсис, нужно укорачивать продолжительность конкретного экзерсисного блока! Не нужно бояться -не до репетировать упражнения экзерсиса - это миф! Лучше недорепетировать, чем -пере репетировать! 

"… на основании многолетнего опыта можно утверждать, что излишне плотно укомплектованные элементы экзерсиса даже в одной репетиции забирают колоссальное количество физических, эмоциональных, психических сил у многих танцовщиков. Поэтому, затянувшееся частое применение высокоинтенсивных репетиций способно опустошить физический потенциал и эмоциональный настрой артиста, и на определенный период расшатать его физическую форму, введя в состояние переутомления и апатии". Это означает, что, при ошибочном укомплектовании репетиций внутри одной недели, и, тем более, неграмотно выстроенных в своей очередности в течение нескольких месяцев (например, при освоении нового репертуара), некоторые артисты, не имеющие от природы должной выносливости и эмоциональной стойкости, могут на определенный  период выйти из строя. Самое важно, что это в первую очередь отражаться по их настроении. Если у артиста явное нежелание выкладываться, вялость, потупившийся взор и отсутствующий взгляд - это верный признак переутомления. Артист переработал.". Особой категорией артистов, считаются солисты и трюкачи. А это означает, что с этими ключевыми фигурами, нужно работать сверх осторожно". 

____________________________________________

Кроме того, Хаджисмел Варзиев в своих размышлениях указывает на то, что переутомление от регулярных неверно дозированных репетиций, особенно тех, что протекают с высокой интенсивностью, может коснуться не только отдельно взятого артиста, но и целого коллектива, основная масса которого в своей работе будет выглядеть вялой и изможденной. Именно поэтому Варзиев еще в середине 60-х годов внутри одного репетиционного занятия определил тактику волнообразной очередности внутри одного хореографического экзерсиса, в котором определил порции совмещения классического экзерсиса и упражнений, сформированных на базе хореографической лексики народных движений, разбавляя их эпизодами существующего или будущего репертуара.  

Артисты не обращали внимания и даже не замечали, что  Варзиев для менее тяжелого восприятия репетиций и скорейшего физического эмоционального восстановления в 60-х годах по своему определял дозированное сочетание репетиционных нагрузок. К примеру, Варзиев не только разграничивал экзерсисы на верхнюю и нижнюю части тела, но и определял их порции. Кроме того, если заключительная часть репетиции являлась прогоном, тем более в полную ногу, а это колоссальная нагрузка на нижние конечности, то перед этим шла облегченная работа на "верхнюю" пластику. При работе над верхней частью тела, акцентным участками являлись корпус и руки, где работа ног осуществляется в стойке исключая подрабатывающего характера.

При концентрации движении в экзерсисе на нижнюю част тела, а именно в ногах, элементы экзерсиса наполнены разнообразныим амплитудами воврекающими в работу область тазобедренного, коленного и голеностопного сустава. По такому же принципу строились «контрасты» в характере движений: энергичные, взрывные и темповые чередовались репетиционными занятиями, где основу составляли элементы экзерсиса плавного лирического характера. 


И всей целью этой тактики было стремление исключить из репетиционных занятий  утомляющего организм физического перенапряжения и истощающую человеческие эмоции однотипность и монотонность. 

Подход Варзиева был замешан на том, чтобы придерживаться максимально частой смене разнотипных и разнохарактерных  репетиционных занятий, как в одном недельном цикле, так и в более длительном периоде.

По признанию Варзиева: "Этот принцип, безусловно, нарушался в моменты, когда вдруг давали несколько дней перед ответственными концертами, конкурсными и фестивальными выступлениями...".

 ... ... ... 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

_________________________________________________________________________________________________